"Salus populi suprema lex est"
Международное общественное объединение

1872 - 2018

Russian Physical Society, International

Международное общественное объединение Русское Физическое Общество (сокращённо – РусФО, RusPhS) - добровольное объединение учёных, инженерно-технической интеллигенции, изобретателей, предпринимателей для совместной интеллектуальной и научно-практической деятельности в области естествознания, - науки о природе.
Научная цель: построение единой физической картины мира и поиск основной целевой функции человечества.

Флоренский П.В. Знаки духовной радости



ЗНАКИ ДУХОВНОЙ РАДОСТИ

Флоренский П. В.

 

Один из наших литераторов как-то писал, что Пушкин есть цель русской литературы, ибо он ничего не начинал и не открывал, а, напротив, - русская литература лишь в лучших своих образцах стремилась приблизиться к нему. Таков же и Преподобный Сергий, и его дела. Он - вершина нашей государственности и нашей духовности. Он - наш ангел-хранитель, к которому мы стремимся и прибегаем в трудные моменты истории. Вся наша история - раскрытие заветов Преподобного и стремление к ним. Как сказала одна журналистка, нет «русского вопроса», чем вызвала возмущение на одном патриотическом собрании, а есть «русское дело» - делание заветов Преподобного, - дело созидания нашей Духовности и нашей Государственности.

Вернёмся ко времени Преподобного и вспомним обстановку, в которой он совершил свой подвиг, вспомним, что окружало Московскую Русь. А порядок изберём не по земным мирским правилам, как ходит Солнце по часовой стрелке или как священник кадит храм, а пойдём против часовой, - так, как священник кадит алтарь, яляющийся «небесным космосом», или как мы, православные, обходим храм в Крестном ходе (замечу, что католики идут по часовой стрелке). Такой обход Крестным ходом земного запущения Руси и изберём мы.

СЕВЕР. Новгород, а уж севернее - Карелы и Кола, Кольский полуостров. Борьба со шведами, которым принадлежат финны. Самостоятельность они получат позже и сразу же попросят российского Императора быть по совместительству и их князем. А ещё позже, когда произойдёт революция, они спросят у Ленина и Колчака: «Не будете мешать нашей самостоятельности?». Колчак сказал, что он человек военный, и это будет решать Учредительное собрание, а Ленин, напротив, согласился, чем обеспечил нейтралитет финнов и мог снять войска на борьбу с Колчаком. В благодарность финны получили исконно русские земли, в том числе и священный остров Валаам. Шведам принадлежала и Чухна (нынешняя Эстония), и часть Латвии, но они не были объектом государственности ни со времён Преподобного, ни позже - вплоть до революции, когда Ленин даровал им самостоятельнсть за то, что они не поддержали Юденича (более того, - создали концлагеря для уничтожения остатков Белой гвардии).

ЛИТВА. Тогда это было польско-литовское княжество, которое теперь стали величать литовско-польским. Если посчитать, сколько оно принесло зла Руси, то, наверное, как числом набегов, так и реками пролитой крови, - за ним зла не меньше, чем от Золотой Орды. Посмотрите: 1370 год - осада Альбертом Москвы; 1376 год - завоевание Галиции; 1384 год - Витольд переходит в католичество и примыкает к Ордену; 1386 год - Уния с Польшей, за что в 1398 году Витовт был назван королём Литвы и Руси. А за такой громкий титул этот Чурлёнис XV века отдал немцам Жмудь (замечу, что Польше вернул эти земли товарищ Сталин в 1945 году).

МАЛОРОССИЯ, которую Польша считает своей окраиной, - Украина, окраина Польши. Галиция - то у литовцев, то у поляков, то у венгров, а Великие князья Киевские княжат в Москве. Юг современной Украины, который когда-а ещё станет Новороссией, занят степняками-кочевниками; украинским он стал лишь благодаря тов. Ленину и Сталину.

КРЫМ. Место смешения народов и культур, откуда раз в пять лет выплёскиваются, затопляя Украину, воинственные орды и, как из собственного огорода, вывозят оттуда хлеб и девушек в свои гаремы. В Крыму, кроме того, очень сильны генуэзцы, - одна из основ военной силы Крыма.

КАВКАЗ. С Кавказом, как всегда, не просто. В Предкавказье живут малочисленные народы, которые ссорятся между собой, а в Золотую Орду, которая оттеснила их в горы, поставляют элитных коней и славных витязей. Для Грузии ушло время расцвета, лишь в памяти живёт великая Тамара, - жена племянника Александра Невского, да её предок Давид-Строитель. Теперь Грузия - это маленькие царства, нередко с самозванцами на престолах, подобно Дарьяльской Тамаре Лермонтова. Наследственный законный царь, как и всенародно избранный президент, плохи они или хороши, уверены в поддержке народа и «показывают характер». То ли дело приглашённый гражданин России и профессиональный милиционер, с авторитетом международного миротворца. Незаконным царём легко управлять любой группировке. Другой христианский народ - армяне, после Тиграна Великого так и не сумевшие восстановить великую державу, поставляют в гаремы Востока красавиц и евнухов.

ЗОЛОТАЯ ОРДА. С Золотой Ордой тоже тяжело. В 1370 году главнокомандующий - темник Мамай сверг законного хана Шейха Азиза и поставил на престол другого - тоже законного - хана Мухаммеда Булана. Золотая Орда распалась в 1372 году на семь царств, которые не против были повраждовать друг с другом. Впрочем, в 1376 году далеко на Востоке на престол Белой Орды взошёл Тохтамыш, который позже, пользуясь разгромом Мамая в 1370 году, стал ханом Золотой Орды. А когда победитель Куликовской битвы Дмитрий Донской попытался проявить характер, то в 1382 году тот пришёл и сжёг Москву. Тогда ведь Дмитрий Донской снял гарнизон и оставил стольный град без сопротивления.

В этом кипящем раскалённом кольце Москва Даниила Московского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского тоже не была спокойным и мирным государством, но она была созиданием державности, собирательницей земель, центром искусств и духовности; в Москву притекали и татары-ордынцы, и литовцы, - и всем находилось место, и всем оказывалась честь. А они оставили в память о себе фамилии русских аристократов. В 1371 году Москва получила ярлык на великое княжение. 1372 год - столкновение с Рязанью, которую, ослабленную, вскоре разграбил Мамай. 1374 год - замирение с Тверью, и Михаил Тверской признаёт себя подданным Москвы. 1386 год - мир Москвы и Рязани благодаря дипломатии преподобного Сергия.

В этой обстановке произошла Куликовская битва. С Мамаем, узурпатором ханской власти, шли на Москву не только татары провобережья Волги, но и крымчаки с генуэзцами-христианами, шёл на помощь ему и готовящийся стать вассалом Ордена Витовт. Против Мамая, под чёрной с вышитым золотом Спасом хоругвью были не только москвичи - сюда пришли воины из многих княжеств будущей России. Пришли порой сами, без своего князя. Вместе с ними были воины из Галиции, а засадный полк под командованием Волынского князя, говорят, решил исход битвы. Здесь же были не принявшие власть Мамая татары из левобережья Волги, которые потом примут Тохтамыша, - мусульмане.

Посмотрите. В расстановке сил на Куликовом поле нет простого деления ни по национальному признаку, ни по религиозному. С одной стороны, - Москва и Дмитрий Донской, получивший от Золотой Орды в 1371 году ярлык на великое княжение, загородивший пределы своей земли. А с другой - узурпатор ханской власти, поддержанный теми, кто хотел пограбить Москву и Рязань.

Идеологом Куликовской битвы, благословившим воинов её, можно по-старому сказать - вдохновившим победу, но я скажу - «вымолившим победу», был преподобный Сергий.

Ситуация историческая, да и духовная, вокруг Руси преподобного Сергия похожа на обстановку смутных времён. Смутное время 1613 года, петровская смута, гражданская война и наша перестройка. Слишком много аналогий, чтобы быть им случайными; и преподобный Сергий со своим шестисотлетним юбилеем снова стал нашей опорой.

Я готовил таблицы, схемы, и что-то у меня не получалось, хотя для меня, геолога, сопоставлять временные ряды - дело профессиональное.

В редких районах с высокой геологической активностью пласты бывают перевёрнуты «с ног на голову»; получается «обратное залегание пластов». Я вспомнил это и перевернул одну из колонок «вверх ногами». Мне стало жутко: совпадение событий во времени, их череда удивительны. Только там, во времена Преподобного, от малости, слабости - к созиданию, росту. А здесь - уменьшение и сокращение, с повышенной скоростью. Анти-время, анти-порядок.

Мы рассматривали страны, пойдя против Солнца в ином космосе, в иной перспективе. Но в алтаре небесный космос. А какой же иной здесь теперь, с нашей хроникой разрушений, потерь и сокращений?

Византийская торжественность богослужений, заново золочёные купола, звон колоколов - заслужены ли они нами, достойны ли мы их? Они - как самостоятельность Эстонии или Чечни - свалились на голову. Когда мы уходим за пределы слышимости колокольного звона, мы начинаем потерянно озираться и видеть тревожные знаки. Мы задумываемся и приходим к мысли, что сами мы сделали мало, чтобы остановить разрушение и снова обращаемся к заступничеству Преподобного, прося в молитве наших великих новомучеников, убитых отцами и дедами кого-то из нас. Наша опора - только они.

Не в поддержку ли нам вернулся Тот, кто всей своей жизнью поставил сохранение и возвращение нашего державного предания. Он не мог к нам вернуться сегодня в императорской славе, но он совершил великий подвиг - подвиг, пока ешё мало осознанный, совершённый его смертью: умерев, он сумел вернуться в Отечество в великокняжеской славе и лечь туда, куда приуготовили ему лечь его венценосные предки. Он был первым Романовым, кто лёг в великокняжескую усыпальницу за последние 80 лет. Он был первым Романовым, которого впервые за триста лет отпевал Святейший Патриарх Московский и Всея Руси, и первый и единственный, кого в Исаакиевском соборе отпевал Святейший.

Теряя своего близкого, вспоминая его последние дни, вы помните, как вдруг он начинал улыбаться, розовел, казалось - выздоравливал.

А он умер... Просто перед трудным будущим путём, который ему предстояло провести Там, ему было дано собраться с силами, осмыслить прожитое, покаяться, сделать распоряжения. Быть может, и нам даны знаки духовной радости и свидетельство неоставленности нас, не за прошлое - мы не заслужили эти знаки. Не даны ли они нам авансом, чтобы дать силы в грядущих сложностях, чтобы успеть - немного подумать и прибегнуть к помощи Преподобного?

Москва, 27 декабря  1994 года
 

Флоренский Павел Васильевич, - доктор геолого-минералогических наук, действительный член Международной Славянской Академии (МСА), Москва.

« назад

Журнал
Энциклопедия Русской мысли. Том 20
Энциклопедия Русской мысли. Том 19
Журнал
Журнал Русской Физической Мысли, 2013, № 1-12
Энциклопедия русской Мысли. Том 18
Энциклопедия русской Мысли. Том 16
Энциклопедия русской Мысли. Том 15
Энциклопедия Русской Мысли. Том 14
Журнал

Энциклопедия Русской Мысли. Том XIII
Морозов В.М. Узнай правду о Вич-Спиде

Журнал
Журнал
Катрен 12. ГМО - ГЕНОФАШИЗМ
Водородное топливо Юрия Краснова
Алиев А.С. Российская астрономия. Часть 2. - 2011г.
Жигалов В.А. Уничтожение торсинных исследований в России
ЭРМ 12: Колесников И.В. Природа глобальных катаклизмов. - 2010 г.
Алиев А.С. Российская астрономия. - 2010 г.
Открытое Заявление Президента Русского Физического Общества Родионова В.Г. Президенту Российской Федерации Медведеву Д.А.
ЭРМ 11: Оше А.И. Поиск единства законов природы (Инварианты в природе и их природа). - 2010 г.
ЭРМ 10: Петракович Г.Н. Биополе без тайн. Сборник научных работ. - 2009 г.
ЭРМ 1: Гриневич Г.С. Праславянская письменность. Результаты дешифровки. Том 1. - 1993 г.
ЭРМ 6: Хачатуров Е.Н. Элиминация значительной части ДНК... - 1995 г.
ЭРМ 3: Иванов Ю.Н., Иванова Н.М. Жизнь по интуиции. - 1994 г.
ЭРМ 4: Гудзь-Марков А.В. Индоевропейская история Евразии. Происхождение славянского мира. - 1994 г.
Два открытия
Официальный доклад Аполлон-11. Лунные карты составлены безграмотно
Ральф Рене. Как NASA показало Америке Луну
НЛО: соседи по Солнцу.16.05.2011
Бутусов. Раджа Солнце. Глория. 9.01.2012
Катрен 18. Технология спаивания
Фильм С. Веретенникова
Энциклопедия русской Мысли. Том 17

Актуальная тема:

Ссылки:

rodionov@rusphysics.ru - ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК РЕДАКЦИИ ЖУРНАЛА "ЖУРНАЛ РУССКОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ МЫСЛИ"
Главный редактор Родионов В.Г.
Денежные пожертвования направлять в Сбербанк РФ на карточку № 63900240 9014875013

Rambler's Top100